Красноярская музейная биеннале – уникальный фестиваль арт-работ в музейном контексте, один из самых крупных российских международных проектов в области современного искусства. Биеннале организует и проводит Музейный центр «Площадь Мира» с 1995 года.

Каждая биеннале включает в себя несколько программ: экспозиционную, паблик арт, музейную, коммуникационную, образовательную, а также спецпроекты. В ней принимают участие российские и зарубежные художники.

в 1993 году в Красноярске прошел фестиваль «Новые территории искусства», который позволил привезти в город известных художников. Он начал движение музея в сторону современного искусства. Теперь этот фестиваль принято считать «нулевой биеннале».

1995 год, первая биеннале «Прошлое и будущее в музее»

12-19 декабря 1995 года

Первая биеннале состоялась как форум музейщиков, впервые получивших возможность "себя показать и на других посмотреть", завязать знакомства, получить оценку своей работы у экспертов и коллег, приобрести опыт презентации и дискуссии. Едва родившись, биеннале, оказалась под влиянием трех вековых дат - 100-летия старейшей Венецианской биеннале современного искусства, 100-летия кино и 100-летия со дня рождения русского философа М.М. Бахтина. Гран-при конкурса музейных экспозиций: Летнее стойбище оленевода. Ю. Айваседа, Е.Айваседа, Л.Айпина (Культурно-этнографический центр, г.Варьеган) 501-я стройка. А.Моисеева, Ю.Калмыков (Ямало-Ненецкий окружной историко-этнографический музей, г.Салехард)

Экспозиций 38, видеофильмов 38, заявленных участников 55, посетителей 3000, партнеров и спонсоров 7.

1997 год, II биеннале «Открытый музей: Urbi et orbi»

27 сентября – 3 октября 1997 года

Вторая биеннале декларировала свою открытость «городу и миру». Музей буквально «открыл глаза» – на фасаде здания появились светящийся арт-объект, сообщивший событию и месту перспективу взгляда в будущее.

Первая премия и диплом победителя:

«Огниво Одина?», Государственный художественный музей (г.Сургут)
Вторая премия и дипломы призеров:
Специальный приз за разработку городской темы - Скафандр сердца (Музей на Стрелке); Пески (Приморская краевая картинная галерея, г.Владивосток); 100 видов завода КМК (Художественный музей, г.Новокузнецк)
Третья премия и дипломы призеров:
Дом, который построил Джек ("Студия Артефактум", г.Екатеринбург ); Во дни начальные. Древнее святилище Усть-Полуй (Ямало-ненецкий краеведческий музей, г.Салехард); Simbolarium (Музей на Стрелке, г.Красноярск)
Специальные дипломы:
За профессиональное и человеческое участие в судьбе малого народа - Пихтинские голлендры. Прошлое. Настоящее. Будущее? (Районный краеведческий музей, п.Залари, Иркутская область)
За создание экспозиционной среды особого качества - Соломенная шляпка (Краеведческий музей, г.Тольятти )
За успешные поиски в области музейной стилистики - Город воздушных фрегатов (Городской музей искусств, г.Омск )

Экспозиций 44, видеофильмов 55, заявленных участников 80, посетителей 10000, партнеров и спонсоров 3.

1999 год, III биеннале «Музеи мира – на площади Мира»

12-17 сентября 1999 года

Третья музейная биеннале прошла под знаком нескольких культурно-исторических событий, определяющих особенный интерес к музейной теме - столетия красноярского железнодорожного моста, получившего в 1900 году золотую медаль на всемирной выставке в Париже, 200-летия А.С. Пушкина и 100-летия первого Детского музея, организованного в Америке.
Гран-при конкурса музейных экспозиций

Приманка. В.Попова, О.Кулеш, Ю.Гревцов (Музейно-выставочный центр, г.Железногорск, Красноярский край)

Экспозиций 64, «музейных открыток» 21, студенческих проектов 12, видеофильмов 31, изданий 44, заявленных участников 85, посетителей 19000, партнеров и спонсоров 10.

2001 год, IV биеннале «Искусство памяти»

5-9 июня 2001 года

Проект обращен, прежде всего, к пространственным видам искусства памяти, тем видам творческой практики, что задействуют феноменологию телесного опыта, погружая человека в среду непроизвольных воспоминаний, возбуждающих воображение, равно продуктивное для современного искусства и креативной культурологии. В рамках основной программы биеннале прошли три экспозиционных конкурса: Конкурс музейных экспозиций «Театр памяти ХХ века», Конкурс малых экспозиционных форм «Музейная открытка», Конкурс музейных перформансов «Памятники площади Мира».

Конкурс музейных экспозиций "Театр памяти ХХ века"
Гран-при: "Письма из Стокгольма" (Е.Добровинский, г.Москва)
Первая премия: "Блики образа" (Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", пос.Шушенское, Красноярский край)
Вторая премия: "Окна памяти" (Муниципальный музейно-выставочный центр, г.Зеленогорск, Красноярский край), "Дом на перекрестке дорог" (Омский государственный историко-краеведческий музей, г.Омск)
Третья премия: "Шаманский камень" (Археологический музей, п.Подгорный, Красноярский край)
Конкурс малых меморативных форм "Музейная открытка"
Первая премия: "Яблоко Ефросиньи" (Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района, г.Норильск)
Вторая премия: "Псмертные пожелания" (К.Гайдай, г.Новосибирск)
Третья премия: "Жизнь в рассеянном свете..." (Галерея "Призма", КрасГАСА, г.Красноярск)
Специальные призы: "Семейный реликварий" (Лаборатория Актуальных Культурных Инициатив, г.Екатеринбург); "Передвижной музей-мышеловка современного искусства" ("Новые Тупые", г.Тосно)
Конкурс меморативных действий в городской среде "Памятники площади Мира"
Первая премия: "Кочующий дом памяти" (Гжегож Кламан, Польша)
Приз зрительских симпатий: "Ручная память" (Детская художественная школа искусств, п.Подгорный, Красноярский край)

Экспозиций 76, «музейных открыток» 29, заявленных участников 77, посетителей 25000, партнеров и спонсоров 11.

2003 год, V биеннале «Вымысел истории»

5-8 сентября 2003 года

Проект посвящен коллективному осмыслению ключевой проблемы творческого понимания прошлого – воображению и представлению события. «Вымысел истории» – это высказывание на языке экспозиции как о «письме» и «рассказе» истории, так и об интригующем переплетении воображаемых и реальных моментов проживания времени. Победители биеннале

Экспозиций 69, заявленных участников 72, посетителей 30000, партнеров и спонсоров 18.

2005 год, VI биеннале «Перемещение ценностей: ценность перемещения»

28 июня – 25 сентября 2005 года

Проект cфокусирован на возможностях влияния музейного творчества, на его включенности в процесс развития цивилизации. Здесь поэтика встречается с политикой. Политика, отвечающая за целеполагание, и культура, ответственная за осмысленность, интегрируются на базе ценностей. Именно на этом пути продвижения актуальных ценностей «во времени и пространстве» культурным институтом обретается место и сила в социальной, политической и экономической действительности.

2007 год, VII биеннале «Чертеж Сибири»

Логика стратегического движения биеннале приводит к необходимости культурного, исторического и художественного осмысления феномена Сибирского пространства. Памятуя о том, что Сибирь всегда была радикальным полем для опыта, зачастую – экзистенциального, проект предлагал участникам осуществить свое художественно-исследовательское испытание территории, произвести опыт «становления Сибирью».

2009 год, VIII биеннале «Даль»

Нас снова зовет даль. В воздухе разлит инфразвук от приходящих в движение плавно расслаивающихся горизонтов. То же, что вроде бы рядом, постоянно требует удостоверения. Если поднести к глазам подзорные трубы искусства, обернув увеличительными стеклами на себя, можно обнаружить в приоткрывшейся паузе глубину собственного положения. Фокусировка на дали открывает возможность параллельного зрения, позволяя увидеть не только стереоскопическую картину того, что находится поблизости, но и открыть глаза на само наше видение.

Плакат «Даль» стал лауреатом биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Дизайн - В.Чайка.

15 апреля 2010 года VIII Красноярская музейная биеннале «Даль» (куратор – Сергей Ковалевский) стала лауреатом V Всероссийского ежегодного конкурса «Инновация» в номинации «Лучший региональный проект».

2011 год, IX биеннале «Во глубине»

В очередной раз Красноярская биеннале предпринимает попытку соединения региональной идентичности с универсальной концептуальной перспективой. Нами все еще движет надежда, что искусство, как первопроходец простора на ощупь и агент культурной политики будущего, может выйти навстречу вызовам сверхтерритории, неизбывной истории и слабого сообщества. Предстоит взять свою долю ответственности за пространство, время и сердечность, погружая дискурс о родине в недра личности и субъективности.

2013 год, Х биеннале «Любовь пространства»

Воодушевленные опытом обретения «дали» «во глубине» (биеннале-2009 и 2011) мы продолжаем стратегический разговор об искусстве и пространстве, о воздухе и земле, о визуальном и тактильном, об опыте времени и языке сердца, в конце концов – о себе в Сибири и мире.

Сегодня мы предлагаем сосредоточиться на проявлении чувственности и отзывчивости пространства, вводя тему близости и симпатии.
Реализация проектов биеннале осуществляется на платформах:

Экспозиционная платформа «Генераторы любви». Серия площадок Красноярского музейного комплекса (КИЦ) становится платформой преобразования «пространственной лирики» в суггестивную силу многомерного воздействия. Индивидуальным авторам и арт-группам предлагается совершить пространственно-средовую трансформацию двенадцати музейных залов, генерирующую «расширенные» ощущения и чувства.

Городская платформа «Прививка любви». В общественных местах города Красноярска предпринимается серия паблик-арт объектов, инсталляций и акций. Художники становятся модераторами-коммуникаторами «ответного» чувства пространства к себе и горожанам. Помимо создания современными художниками дружественных паблик арт объектов, «платформа сообщительности» должна способствовать консолидации творческих лиц, заинтересованных в преображении города в осмысленное и прочувствованное пространство.

Музейная платформа «Пища сердца». Исторически сложившийся «музейный колорит» Красноярской биеннале мотивирует линию трансляции художественных формул «пространственной идентичности» в краеведческие экспозиции сибирских музеев. Программа обретения художником «сердечной пищи» в музейных коллекциях и экспозициях Красноярского края развертывается в коллективной мастерской-инсталляции и нескольких и арт-резиденциях в музеях края.

Арт-экспедиции «Очарованный странник». Традиционная для Красноярских биеннале арт-путешественная линия вступает в особый резонанс с «любовной» темой. Сквозное движение по поверхности сибирской земли регистрирует и производит художественный травелог, картирование и дневник становления далью. Это - программа художественно-экзистенциального опыта проживания пространственного ландшафта и номадического существования в современном мире.

2015 год, XI биеннале «Практики соприкасания»

30 сентября - 30 ноября 2015 года

Двигаясь навстречу размыкающим нас парадоксам времени, тела, вещи и мира, в конце концов, оказываемся на антропологическом горизонте совместного бытия, перед вызовом сосуществования с другими. Удивительно – что где-то на самом пределе своего я открывается пространство «мы». Именно здесь меня касается слабая сила сообщества.

Философ Жан-Люк Нанси даже полагает, что соприкасание – это сущность бытия-вместе. И открывается она на предельной глубине интимного. «Соприкасаться означает то, что делает нас нами».
Вспоминая также Беньямина, Мерло-Понти и Делеза, можно признать, что современная мысль актуализирует концепт касания в исторической, телесной и сообщительной перспективах. И это – значимые пределы мысли.

Полагая искусство одной из форм мышления, попробуем удержаться на тонкой линии гипотетического сюжета - от феномена соприкосновения к аффекту сообщества.

Всматриваясь и вслушиваясь в истину языка, нетрудно обнаружить притягательную силу приставки «со-», образующей множество важных понятий: со-бытие, со-чувствие, со-зерцание, со-общение, со-действие, со-присутствие, со-временность…

Есть в этом словнике и со-творение мира, как выясняется – существенный момент сообщества, проявляющий множественность я…
Интерес к со-творению приводит к исходным точкам – первоначалам и частицам. Подробнее

2017 год, XII биеннале «Мир и мiръ»

Старейшая биеннале в России прошла в год 100-летия Русской революции и 30-летия последнего музея Ленина в СССР — в этот раз сосредоточилась на исследовании сообщества, фиксации исторически сложившихся практик сосуществования и их трансформаций. В фокусе – дореволюционный «мiръ» и современный «мир», воплощенные в понятиях деревни и города, традиции и свободы, дома и вселенной. Организатор биеннале Музейный центр «Площадь Мира» снова соединил энергию современного искусства и ленинское наследие: проекты биеннале взаимодействовали с «Музеем революции» – обновленным в 2017 году ядром музея.

2019 год, XIII биеннале «Переговорщики»

режим работы

пн
выходной
вт, ср, чт, пт, вс
11 - 19
сб
11 - 21

адрес

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1